! Сегодня

автомобиль
воинская обязанность
выезд за границу
гражданство, миграция
жильё и недвижимость
защита прав потребителей
история
законодательное обоснование
элементы защиты прав
реализация прав потребителя
уголок потребителя
возврат, обмен, устранение недостатков
защита прав потребителей в отношении определенных категорий товаров и услуг
общие вопросы
отношения продавца и покупателя по поводу выполненных работ и оказанных услуг
составление претензии и обращение в суд
кредиты, вклады
медицина
налоги
наследование
образование
пенсии
семья
страхование
труд

 

Юридическое Бюро "Консультант"
главная  законодательство  образцы документов  жкх  библиотека  глоссарий  прайс  контакты
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей представляет собой перечень мероприятий, цель которых – регулирование отношений между покупателем и предпринимателем (производителем, исполнителем). Эти меры включают в себя определение прав потребителей, виды нарушений прав, инструменты для их защиты.
История
Элементы защиты прав потребителей можно найти уже в Законах Хаммурапи (18 век до нашей эры). Однако тогда они не были выделены в отдельную группу. Значимым этапом является введение «Билля о правах потребителя» в 1962 году.
Джон Кеннеди, принявший Билль, назвал главные права потребителя. Это право на компенсацию ущерба, информирование, безопасность, выбор. Кроме того, потребители имеют право быть услышанными. Позже было добавлено еще 2 права – на удовлетворение основных потребностей и безопасную окружающую среду.
В России ФЗ «О защите прав потребителей» введен в 1992 году. Принятие закона знаменовало начало ориентации на потребности покупателей. Ранее приоритет отдавался продавцу, в роли которых выступало государство.

Законодательное обоснование
Отношения между потребителем и продавцом регулируются не только ФЗ «ОЗПП», но и ГК. Еще один источник регулирования – «Руководящие принципы», принятые Резолюцией №39/248. В самом ФЗ «ОЗПП» есть ссылки на другие законы и нормативные акты (в том числе, на международные).
Элементы защиты прав
На практическом уровне защита прав покупателей предполагает эти элементы:
Возврат или обмен продукции в случае обнаружения дефектов, недостатков, истечения срока годности.
Компенсация причиненного ущерба.
Проверка качества товаров и услуг.
Формирование документов, которые подтверждают качество продукции (к примеру, сертификаты).
Гарантийный ремонт.
ФЗ «ОЗПП» постоянно обновляется и дополняется. К примеру, с развитием интернета отношения между покупателем и продавцом изменились. Причиной изменения стало появление возможности дистанционной покупки через интернет-магазин. В связи с этим появляются нормы, регулирующие именно дистанционные отношения.

Реализация прав потребителя
Для защиты своих прав потребитель может обратиться в различные органы. Это Роспотребнадзор, ФАС. Кроме того, покупатель имеет право подать иск в суд в случае нарушения его прав.
Еще одна значимая структура – общество по защите ПП. Главная его задача – защита прав покупателей при покупке изделий или услуг. В основном, общество занимается досудебным урегулированием конфликтов. Функции ведомства:
Подготовка исков и жалоб для дальнейшей их отправки в суды.
Анализ договоров потребителей на предмет выявления противоречий и нарушений.
Проведение экспертиз и составление экспертного мнения.
Разъяснительная работа.
ФАС также является значимым органом. Главная ее функция – контроль над субъектами антимонопольных норм. Однако антимонопольная служба занимается также и рассмотрением заявлений граждан.

Уголок потребителя
В каждом коммерческом учреждении, продающем товар или предоставляющем услуги, должен быть уголок потребителя. Он требуется для информирования покупателей. Как правило, уголок представляет собой информационный стенд. На нем размещаются сведения о продавце (к примеру, данные о госрегистрации), законы о защите ПП, книга жалоб, техника для измерения цены и веса продукции.
Если уголок потребителя отсутствует, потребитель может обратиться к продавцу с просьбой об его оборудовании. Он также имеет право подать жалобы в уполномоченные органы.

Возврат, обмен, устранение недостатков
Можно ли вернуть задаток и как это сделать
Какие товары нельзя вернуть или обменять?
Что вправе потребовать потребитель при обнаружении в товаре недостатков?
Что делать, если посылка утеряна или повреждена?
Какие сроки предусмотрены для предъявления и рассмотрения требований по недостаткам товара?
Кто и как проводит проверку качества товара?
Какие документы подтверждают качество товаров, работ, услуг?
За какие недостатки товара отвечает продавец, а за какие — потребитель?
Как вернуть некачественный товар?
Как обменять некачественный товар?
Что делать, если приобретен товар с истекшим сроком годности?
Как вернуть качественный товар?
Как обменять качественный товар?
Как вернуть товар, купленный дистанционно?
Как вернуть или обменять товар, купленный в кредит?
Какие документы вправе требовать продавец при возврате или обмене товара?
Как осуществляется гарантийный ремонт товара?
Что делать, если продавец товара не признает наступление гарантийного случая?
Что делать, если исполнитель работ (услуг) не признает наступление гарантийного случая?

Защита прав потребителей в отношении определенных категорий товаров и услуг
Как обменять или вернуть лекарственные препараты?
Что делать при обнаружении недостатков в технически сложном товаре?
Как вернуть или обменять сотовый телефон?
Что делать, если оператор сотовой связи требует оплатить навязанные услуги?
Как привлечь к ответственности хозяина собаки, которая покусала человека?
Что делать, если в СМИ размещены сведения, порочащие честь и достоинство гражданина?

Общие вопросы
Чем отличается аванс от задатка
Нарушение неприкосновенности частной жизни
Что такое обман потребителя?
Что делать при несоответствии цен на ценниках и чеках?
Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
Как подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу?
Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей?
Когда и в каком размере можно требовать компенсации морального вреда?
Как составить и подать исковое заявление о возмещении морального вреда?
Как доказывать факт продажи некачественных товаров, выполнения работ или оказания услуг с недостатками?
Как провести товароведческую экспертизу?
Какая информация о товарах, работах, услугах должна быть предоставлена потребителю?
Обязателен ли «уголок потребителя»?
Каковы правила продажи алкогольной продукции?

Отношения продавца и покупателя по поводу выполненных работ и оказанных услуг
Автомобиль некачественно покрасили. Что делать?
Какова ответственность организации за сохранность вещей, оставленных посетителями в отведенных для этого местах?
Вправе ли администрация кафе или ресторана взимать плату за пользование туалетом?
Что делать, если в работах или услугах выявлены недостатки?
Что делать, если в химчистке испортили вещь?
Каков срок выполнения работ или оказания услуг при отсутствии договора или этого условия в договоре?
Что делать, если исполнитель нарушил срок выполнения работ или оказания услуг?

Составление претензии и обращение в суд
Оспаривание сделок по признаку неравноценности
Как потребителю составить и направить претензию продавцу (изготовителю, исполнителю)?
В какой суд и в какой срок обращаться за защитой прав потребителей?
Каковы сроки предъявления претензии для защиты прав потребителей?
Что делать при обнаружении недостатков после подписания акта приемки товара?
наверх
00:00:00
 
Образцы документов
Законодательство
Глоссарий
 
 
 
 
 
 
 
правила пользования  e-mail: mail@yuristconsultant.ru  карта сайта
 
 
© 2005 ООО Юридическое Бюро "Консультант"