юридические услуги физическим лицам юридическим лицам прайс контакты
Юридическое Бюро "Консультант"
г. Новосибирск, ул. Проспект Димитрова д. 7, офис 502, телефон: +7 913 983 45 77

Юридическое Бюро “Консультант” работает на рынке юридических услуг с 2005 года, специализируясь в областях: арбитражного и гражданского процессов, банкротства, сделок по слияниям и поглощениям, оказываем широкий спектр юридических услуг бизнесу.
Наши основные ценности – максимальная ориентированность на потребности клиента и нацеленность на результат. Наши главные преимущества – высокая компетенция в сферах специализации, профессиональная команда единомышленников, лояльная ценовая политика, безупречная деловая репутация.
Мы ценим каждого доверителя и ставим своей главной задачей доскональное изучение проблемы и максимально эффективное ее решение в интересах клиента. Сотрудники бюро стремятся к высочайшему профессионализму и стабильно высокому качеству предоставляемых услуг, постоянно совершенствуются и считают, что только неустанная работа на благо клиентов может принести компании процветание и успех. На счету наших юристов десятки успешных дел, специалисты бюро принимают участие в семинарах, комментируют в СМИ актуальные правовые проблемы общества.
Новости законодательства
ноябрь   Декабрь 2021 год   январь
19 декабря 2021 год
Физлица, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, могут применять НПД
Нормами налогового законодательства определено, что не признаются объектом налогообложения доходы от оказания (выполнения) физлицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физлиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ, далее – Закон № 422-ФЗ).
Как поясняет налоговая служба, в Законе № 422-ФЗ нет запрета на применение НПД физлицами, оказывающими услуги организации (заказчику) по гражданско-правовым договорам, при условии отсутствия между ними трудовых отношений (письмо ФНС России от 10 декабря 2021 г. № СД-4-3/17284@). При этом судами указывается, что при установлении наличия (или отсутствия) трудовых отношений должны исходить не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и прочее), но и устанавливать имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора (они указаны в ст. 15, ст. 53 Трудового кодекса) был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.
Критерии отнесения взаимоотношений к гражданско-правовым либо трудовым договорам должны приниматься во внимание налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля. Вопрос об отнесении конкретных правоотношений в каждом отдельно взятом конкретном случае к гражданско-правовым либо трудовым может быть решен налоговыми органами исключительно исходя из документально подтвержденных обстоятельств, установленных по результатам мероприятий налогового контроля, в том числе в связи с характером деятельности конкретного участника процесса, в котором он задействован.
источник: Письмо Федеральной налоговой службы от 10 декабря 2021 г. № СД-4-3/17284@ Об условиях и порядке заключения договоров гражданско-правового характера с физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, перешедшими на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"
Процедуру сплошной кассации могут изменить
Предлагается внести в ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ изменения, предусматривающие, что в порядке сплошной кассации – то есть при назначении судебного заседания суда кассационной инстанции без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании – могут быть обжалованы только те итоговые судебные решения, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Соответствующий законопроект1 16 декабря внес в Госдуму Председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев.
В пояснительной записке к документу отмечается, что наметившаяся тенденция участников процесса, не согласных с итоговым решением суда первой инстанции, к отказу от инициирования проверки своих доводов в порядке апелляционного производства не обеспечивает необходимый уровень гарантий эффективного и справедливого судебного разбирательства. Это объясняется тем, что именно в рамках процедуры апелляционного производства должны оперативно и своевременно устраняться нарушения закона, допущенные судом первой инстанции и повлиявшие на законность, обоснованность и справедливость постановленного им приговора или иного итогового решения.
В качестве обоснования разработки законопроекта приводится ряд правовых позиций Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ от 17 ноября 2005 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П, Постановление КС РФ от 21 апреля 2010 г. № 10-П, Постановление КС РФ от 12 октября 2015 г. №25-П), согласно которым гарантированное Конституцией РФ право на судебную защиту подразумевает создание государством необходимых условий для эффективного и справедливого разбирательства дела именно в суде первой инстанции, где подлежат разрешению все существенные для определения прав и обязанностей сторон вопросы. Допущенные же судом при рассмотрении дела ошибки должны исправляться во второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции.
Как указывается в пояснительной записке к проекту, предлагаемое нововведение будет стимулировать участников процесса активнее использовать механизм апелляционного обжалования судебных решений, предусматривающий более – в сравнении с кассационным производством – широкий спектр процессуальных средств и возможностей для исправления судебных ошибок. Вместе с тем отмечается, что оно направлено на унификацию процессуального законодательства, так как обжалование судебного решения суда первой инстанций в апелляционном порядке является обязательным условием возникновения права на подачу кассационной жалобы в иных видах судопроизводства (ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, ч. 1 ст. 273 АПК РФ, ч. 2 ст. 318 КАС РФ).
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 41153-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
С 1 января 2022 года обновятся правила оформления больничных листов
Минздрав России утвердил новые условия и порядок формирования и выдачи листков нетрудоспособности (начало действия документа – 1 января 2022 г.) (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 ноября 2021 г. № 1089н).
Установлено, что все листки нетрудоспособности впредь будут "по умолчанию" электронными (бумажные предусмотрены исключительно для "засекреченных" категорий застрахованных лиц). Они формируются в МИС либо региональной ГИСЗ, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого ФСС России на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия медорганизации и сервисов единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Для формирования больничного пациент должен предъявить паспорт (или аналогичный документ) и СНИЛС. "Электронному" оформлению больничных посвящена отдельная глава документа.
Право выдачи листка есть только у лечащего врача (кроме подразделений СМП) – сроком до 15 дней, или фельдшера (если на него возложены соответствующие обязанности), а также у зубного врача (если нет врача-стоматолога) – на срок до 10 дней. Более длинные больничные, либо больничные "задним числом", больничные по легализованным зарубежным медицинским документам могут выдаваться только по решению врачебной комиссии.
Подробно регламентированы правила оформления и выдачи больничных применительно к различным ситуациям, в частности:
если пациент занят у нескольких работодателей,
если пациент направляется на МСЭ,
если пациент находится в отпуске,
если пациент направляется в санаторий,
если пациент – это больной член семьи,
если введен карантин или имеется угроза эпидемии,
если больничный выдается в связи с беременностью и родами.
Перечислены категории пациентов, которым листок не открывается (например, студенты – они получают лишь справку для освобождения от учебы).
Перечислены коды, используемые при оформлении листка нетрудоспособности до 1 сентября 2022 года и после этой даты.
источник: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2021 № 1089н "Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации"
(Зарегистрирован 29.11.2021 № 66067)
За субъектами РФ могут закрепить право утверждать правила содержания домашних животных
Предлагается дополнить ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 498-ФЗ) пунктом 3.1, в соответствии с которым органы государственной власти субъектов РФ будут наделены правом определения порядков содержания и выгула домашних питомцев, а именно – кошек и собак. Соответствующий законопроект1 внесен на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента 15 декабря.
По мнению разработчиков проекта федерального закона, его принятие поспособствует более эффективному обеспечению безопасности граждан и соблюдению ветеринарных правил при содержании и выгуле домашних животных, поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранности имущества физических и юридических лиц, гуманному обращению с животными. Вместе с тем поправки позволят снизить возникающую социальную напряженность между гражданами и владельцами домашних животных, а также обеспечат поддержание и улучшение эстетического состояния территорий.
Напомним, на сегодняшний день ч. 1 ст. 7 Закона 498-ФЗ определены следующие полномочия регионов в области обращения с животными:
установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с методическими указаниями;
установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с методическими указаниями;
утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 39695-8 "О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Утверждено новое примерное положение о системе управления охраной труда
С 1 марта 2022 г. будет действовать новое примерное положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Оно заменит действующее типовое положение, которое утверждено приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н (Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 776н (зарег. в Минюсте 14 декабря 2021 г.).
Примерное положение о СУОТ разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.
Уточнены виды контроля за СУОТ. Например, предусмотрен регулярный контроль эффективности функционирования не только системы в целом, но и отдельных ее элементов, в т. ч. с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
Приводятся примерные перечни опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ, работ повышенной опасности, к организации которых и к обучению которым предъявляются отдельные требования.
источник: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда"
Минтруд России утвердил способы информирования работников об их трудовых правах
С 1 марта 2022 г. работодатель будет обязан информировать работников об их трудовых правах. Минтруд России утвердил формы (способы) информирования работников и примерный перечень информационных материалов (Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 773н (зарег. в Минюсте 14 декабря 2021 г.).
Информация может доводиться:
в визуальной/печатной форме (в коллективных договорах, отраслевых соглашениях, периодических корпоративных изданиях, листовках, буклетах и плакатах);
посредством видеоматериалов (видеороликов, программ на корпоративном телевидении);
с помощью интернет-ресурсов (сайтов работодателя, Минтруда России, Роструда, региональных органов власти по труду, справочных правовых информсистем).
Работодатель может применять любые перечисленные способы по отдельности или совместно, а также иные предусмотренные законом формы информирования.
Документ вступает в силу 1 марта 2022 года.
источник: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 773н "Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда"
(Зарегистрирован 14.12.2021 № 66317)
Выдавайте работнику при увольнении трудовую книжку, даже если он ее не приносил
Женщина отсудила у работодателя почти 200 тыс. руб. за невыдачу трудовой книжки при увольнении.
Она обратилась в суд с требованием о взыскании компенсации за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов. Судьи установили факт невыдачи трудовой книжки при увольнении, а также тот факт, что она не была выслана по ее письменному заявлению. Посчитав трудовые права бывшей работницы нарушенными, судьи удовлетворили ее требования.
Работодатель указывал на отсутствие своей вины в задержке выдачи трудовой книжки, ссылаясь при этом на отсутствие заключенного трудового договора между ним и гражданкой по причине непредставления последней всех необходимых документов при трудоустройстве, в том числе трудовой книжки.
Однако суд установил, что женщина была допущена до исполнения трудовых обязанностей и получала заработную плату. Поскольку обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником нормами ТК РФ возлагается на работодателя, названные доводы работодателя были отклонены (Определение Московского городского суда от 16 сентября 2021 г. по делу № 33-37288/2021).
источник: Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2021 г. по делу N 33-37288/2021
Установлены случаи, когда не будет действовать запрет на работу в опасных условиях труда
С 1 марта 2022 года начнут действовать новые нормы ТК РФ, согласно которым работодатель обязан приостановить работы, если условия труда на рабочих местах по результатам спецоценки отнесены к опасному классу, до устранения оснований установления этого класса. На время приостановки работникам, занятым на соответствующих рабочих местах, предоставляются определенные гарантии (Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2021 г. № 3455-р).
Правительство РФ установило, в отношении каких работ не действует запрет на выполнение трудовых обязанностей в опасных условиях. Это, например, поисково-спасательные работы, работы по ликвидации последствий радиационных аварий, работы по ликвидации разливов нефти, неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, работы при ликвидации последствий террористического акта и (или) пресечения террористического акта.
Распоряжение вступает в силу 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.
источник: Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2021 г. N 3455-р О перечне работ, на которые не распространяется запрет, установленный статьей 214.1 Трудового кодекса РФ
От издания приказов о приеме на работу можно смело отказываться
С конца ноября действует новая редакция ч. 1 ст. 68 Трудового кодекса, которая позволяет работодателю не издавать приказ о приеме на работу. Прием на работу оформляется трудовым договором. Издание же приказа о приеме на работу теперь является правом, а не обязанностью работодателя.
Отражение сведений о приеме на работу в формах СЗВ-ТД и СТД-Р в отсутствие приказа о приеме на работу затруднений не вызывает. Ведь обе формы в качестве документов-оснований, подтверждающих оформление и прекращение трудовых отношений, предполагают указание не только приказов (распоряжений), но и иных решений или документов. Поэтому указание реквизитов трудового договора в подразделе "Основание" при фиксации факта приема на работу будет в полной мере соответствовать порядку заполнения этих форм.
Однако в трудовую книжку работника, которому она по-прежнему ведется, согласно Порядку введения и хранения трудовых книжек заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу. Трудовой договор – это соглашение двух сторон трудовых отношений, и отнести его к решениям работодателя никак нельзя. Возможность же внесения работодателем записей о выполняемой работе в трудовую книжку своего работника на основании иных документов Порядком прямо не предусмотрена. Тем не менее трактовать нормы Порядка как обязывающие работодателя по-прежнему издавать приказы о приеме на работу с целью ведения трудовых книжек, на наш взгляд, неверно, поскольку это противоречит новой редакции ч. 1 ст. 68 ТК РФ, которая закрепляет отсутствие такой обязанности во всех случаях и не оставляет возможности для иного подзаконного нормативно-правового регулирования этого вопроса. В Минтруде России пояснили, что в случае, если приказ (распоряжение) о приеме на работу работодателем не издавался, то в графу 4 трудовой книжки могут быть внесены реквизиты трудового договора. Следовательно, от издания приказов о приеме на работу можно смело отказываться (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 декабря 2021 г. № 14-6/ООГ-11862).
источник: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 декабря 2021 г. № 14-6/ООГ-11862

© 2005-2021 Юридическое Бюро "Консультант"