! Сегодня

Июнь 2020 год
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
новости права
участие в голосовании далее...
о невозможности исполнения судебного решения далее...
вопрос замены судьи в гражданском процессе далее...
порядок предоставления российского гражданства далее...
о порядке выезда несовершеннолетнего за рубеж далее...
об использовании информационных систем далее...
увольнение - срок подачи иска далее...
ответственность саморегулируемых организаций далее...
о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке далее...
временный порядок предоставления госуслуг далее...
правительство отменяет свыше 450 устаревших актов далее...
правительство расширило список разрешений далее...
разъяснены вопросы применения положений гк рф о прекращении обязательств далее...
законопроект о регулировании работы на удаленке далее...
вопросы применения кас рф в апелляционной инстанции далее...
патенты и разрешения на работу в упрощенном порядке далее...
предоставления государственных и муниципальных услуг далее...
увеличен минимальный размер пособия по безработице далее...
материальная ответственность сотрудника далее...
формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде далее...
новые требования к искам далее...
обзор судебной практики вс рф далее...
закон на поддержку населения далее...
осуществления специальных выплат далее...
изменения в миграционном учёте далее...
защита лиц, попавших под иностранные санкции далее...
защита соцвыплат от взысканий далее...
положения о юридически значимых сообщениях далее...
новый порядок деятельности по управлению мкд далее...
обязанность вести аудиозапись далее...
о порядке работы на "удаленке" далее...
оплаты нотариальных действий далее...
кандидатура временного управляющего далее...
доработанный проект нового коап рф далее...
жилищное обеспечения военнослужащих далее...
работа в дистанционной форме далее...
 
 
 
Юридическое Бюро "Консультант"
главная  законодательство  образцы документов  жкх  библиотека  глоссарий  прайс  контакты
30 июня 2020 год
Президент призвал всех граждан России принять участие в голосовании по поправкам в Конституцию.
Открывая Ржевский мемориал Советскому солдату, Президент РФ обратился к гражданам России и призвал всех 1 июля - в основной день голосования по поправкам в Конституцию - сказать свое слово. Важен голос каждого.
Президент подчеркнул - обновлённый текст Конституции, все предложенные поправки вступят в силу только при одобрении и поддержке граждан России.

29 июня 2020 год
Вывод о невозможности исполнения судебного решения в связи с вынесением постановления КС РФ во всяком случае является предпосылкой для обращения в суд с требованием о пересмотре такого судебного решения
Конституционный Суд РФ признал части третью и пятую статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", часть первую статьи 439 ГПК РФ и пункт 4 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают продолжения исполнительного производства по выселению из жилого помещения граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, - если судебное решение о выселении, признавшее право собственности на данное жилое помещение за публично-правовым образованием, основано на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными (или получивших в нем конституционное истолкование), и не исполнено (либо исполнено частично) на момент вынесения такого постановления - до пересмотра судебного решения, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.
При этом Конституционный Суд РФ отметил, что прекращение в соответствующих случаях исполнительного производства, возбужденного на основании решения суда, применившего акты или их отдельные положения, признанные впоследствии постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными (или получившие в нем конституционное истолкование), в конкретных делах лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, означало бы окончательное завершение всех действий по исполнительному производству и невозможность его возобновления в будущем без рассмотрения вопроса о правовой судьбе решения, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства. Это приводило бы к неопределенности в правоотношениях кредитора (взыскателя) и должника (ответчика), не позволяющей преодолеть возникшую коллизию их интересов, что не согласуется с конституционными принципами полноценной судебной защиты прав и свобод, обеспечением надлежащего уровня гарантий права на судебную защиту.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения, направленные на установление правового механизма пересмотра судебных постановлений, основанных на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными (или получивших в нем конституционное истолкование), не исполненных (либо исполненных частично) на момент вынесения такого постановления.
документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.06.2020 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", части первой статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с жалобой граждан В.В. Однодворцева, Е.В. Однодворцева, М.Е. Однодворцева, Н.В. Однодворцевой и Т.П. Однодворцевой"

28 июня 2020 год
Предлагается регламентировать вопрос замены судьи в гражданском процессе
В Госдуму поступил законопроект, которым планируется внести поправки в Гражданский процессуальный кодекс, регламентирующие процедуру замены судьи, состава суда при рассмотрении гражданского дела. Для этого предлагается изложить ст. 14 ГПК РФ в новой редакции, в которой, помимо существующих норм о составе суда в различных инстанциях, предусмотреть положение о том, что гражданское дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда. При этом замена судьи или нескольких судей предполагается по следующим основаниям:
заявленный и удовлетворенный в установленном порядке самоотвод или отвод судьи;
длительное отсутствие судьи ввиду болезни, отпуска, учебы, служебной командировки;
прекращение или приостановление полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Норму о том, что при замене одного из судей в процессе рассмотрения гражданского дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала, содержащуюся в ст. 157 ГПК, предлагается включить в проектируемую ст. 14 ГПК РФ с уточнением в толковании, предусматривающем и замену судьи при единоличном рассмотрении дела. Также предлагается определить случаи, когда отдельные ситуации не являются заменой судьи (судей), например, при решении вопроса о принятии искового заявления к производству, отложении судебного разбирательства, рассмотрении заявления о применении мер по обеспечению иска и при совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время только ГПК РФ не содержит императивной нормы о том, что рассмотрение дела, начатое определенным составом суда, должно быть им же окончено. Отсутствует в нем и норма, регламентирующая вопрос замены состава суда. Отмечается, что сложившаяся практика в судах общей юрисдикции по гражданским делам показывает, что замена состава суда не требует оформления какого-либо процессуального документа председателем, заместителем председателя суда, председателем судебного состава и помещения его в материалы дела. В связи с чем отсутствие в материалах дела такого процессуального документа не свидетельствует о незаконности состава суда и не влияет на законность самого решения.
Между тем, указывают разработчики проекта закона, Конституционный Суд Россйской Федерации в своем Определении от 3 апреля 2014 г. № 656-О пояснил, что установленный ч. 2 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок замены судьи служит гарантией от произвольной передачи дела от одного судьи другому судье этого же суда либо от произвольной замены судей при коллегиальном рассмотрении дела. Авторы законопроекта, следуя цели единообразия судебной практики, полагают, что принятие законопроекта устранит пробел в гражданском процессуальном законодательстве и исключит из практики судов произвольную передачу гражданского дела от одного судье к другому либо произвольную замену судей при коллегиальном рассмотрении дела.
документ: Проект федерального закона № 978395-7 О внесении изменений в статьи 14 и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

27 июня 2020 год
Уточнен порядок рассмотрения вопросов предоставления российского гражданства
В частности, в перечень документов, подтверждающих владение заявителем русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме, включено решение о признании заявителя носителем русского языка, принятое комиссией МВД России или его территориального органа по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ, не должна превышать два месяца со дня регистрации соответствующего заявления либо принятия полномочным органом решения об осуществлении проверки, в том числе по инициативе иного государственного органа. Срок осуществления указанной проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Также скорректированы основания для отмены решения по вопросам гражданства РФ, в частности, установление в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, установление вступившим в законную силу приговором суда факта совершения заявителем хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных частью второй статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Настоящий Указ вступает в силу с 17 июня 2020 года.
документ: Указ Президента РФ от 17.06.2020 N 398 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325"

26 июня 2020 год
Не соответствующим Конституции РФ признан порядок снятия запрета на выезд несовершеннолетнего за рубеж, наложенный одним из родителей
Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, она, допуская решение судом вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы РФ в сопровождении одного из родителей лишь в отношении конкретной поездки (в определенное государство и в определенный период) и тем более действуя в системе правового регулирования, исключающего решение этого вопроса во внесудебной процедуре в случае достижения родителями взаимного согласия, в полной мере применяется и к тому из родителей, с которым на законных основаниях постоянно проживает ребенок и который ранее в установленной процедуре заявил о своем несогласии на такой выезд.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что суд не может быть лишен возможности - когда на отмене наложенного в административной процедуре неконкретизированного запрета на выезд настаивает тот из родителей, с которым на законных основаниях постоянно проживает несовершеннолетний и который представил доказательства того, что сохранение в силе этого запрета в полном объеме не отвечает больше интересам самого ребенка, - снять этот запрет не только в отношении отдельной поездки (в конкретное государство и в определенный период), но и более широким образом (вплоть до полной его отмены). В противном случае несоразмерно ограничивается в возможности передвижения и тот из родителей, с которым проживает ребенок, особенно если потребность в выезде возникает у него самого в связи с лечением, выполнением трудовых (служебных) обязанностей, предпринимательской деятельностью, с прочими обстоятельствами, вынуждающими безотлагательно посетить другую страну, поскольку в этом случае он ставится перед выбором: реализовать конституционное право (являющееся одновременно и его обязанностью) заботиться о ребенке или же иные принадлежащие ему основополагающие права и свободы.
Суд также отметил избыточно ограничительный характер части первой статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не предусматривающей внесудебного порядка решения вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы РФ в случае отсутствия спора об этом между его родителями, один из которых ранее в установленном порядке заявил о своем несогласии на такой выезд.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование порядка решения вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы РФ в сопровождении одного из родителей.
документ: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2020 N 29-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина И.В. Николаенко"

25 июня 2020 год
Разъяснен вопрос об использовании информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об использовании при проведении общего собрания в форме заочного голосования ГИС ЖКХ или региональной информационной системы при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, а также иных информационных систем независимо от способа управления многоквартирным домом.
Для проведения общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием иных информационных систем необходимо предварительное принятие общим собранием собственников решений, предусмотренных пунктами 3.2 - 3.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.
документ: Письмо Минстроя России от 22.06.2020 N 19604-ОГ/04 О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

24 июня 2020 год
Работник больше года не обжаловал увольнение - ВС РФ восстановил срок подачи иска
Сотруднику по телефону сообщили об увольнении, после чего он обратился в прокуратуру. В ответ прокурор принес протест на действия работодателя. Спустя почти 2 года после увольнения работник затребовал у организации копию приказа и трудовую книжку. Затем он обратился в суд.
Первая инстанция указала на пропуск срока исковой давности. Апелляция с ней согласилась и отметила, что срок следует исчислять с момента ответа прокурора на обращение работника.
Верховный суд отменил акты нижестоящих судов. Он напомнил, что срок для обращения в суд начинает течь с момента вручения работнику приказа об увольнении или трудовой книжки. Эти документы сотрудник сумел получить только перед тем, как подать иск.
ВС РФ также указал, что обращение в прокуратуру - это уважительная причина пропуска срока подачи иска. Сотрудник правомерно ожидал, что нарушения будут устранены.
Дело направлено на новое рассмотрение.
документ: Определение ВС РФ от 18.05.2020 N 18-КГ20-14

23 июня 2020 год
Установлена административная ответственность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка
Нарушение саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка порядка осуществления контроля деятельности своих членов и применения в отношении них мер воздействия повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
За непредставление или нарушение порядка либо сроков представления информации об изменении адреса (места нахождения) саморегулируемой организации, адреса электронной почты, номеров контактных телефонов или адреса официального сайта в сети "Интернет", об изменениях, внесенных в устав, либо о документах, утвержденных (принятых) саморегулируемой организацией и регламентирующих деятельность ее специализированных органов, предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Также определено, что административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы при его уплате не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о его наложении.
В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.
документ: Федеральный закон от 23.06.2020 N 187-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

22 июня 2020 год
Законопроект о возможности подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке через МФЦ подготовлен ко второму чтению
В соответствии с поправками, в частности, заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Форма, порядок заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке утверждаются регулирующим органом.
При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов.
Закрепляется процедура прекращения процедуры внесудебного банкротства гражданина.
Рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ осуществляется бесплатно.
документ: Проект Федерального закона N 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина" (текст ко второму чтению, в ред. от 19.06.2020)

21 июня 2020 год
МФЦ, ПФР и другие внебюджетные фонды в 2020 году вправе установить временный порядок предоставления госуслуг
Правительство определило перечень госуслуг в отношении которых органы ГВБФ вправе утвердить временные порядки их предоставления (полный перечень таких услуг приведен в приложении к настоящему постановлению).
Во временных порядках могут предусматриваться: ограничение личного приема заявителей; предоставление необходимых документов в форме электронных копий; возможность идентификации заявителей посредством дистанционного взаимодействия.
Многофункциональные центры вправе с учетом текущей эпидемиологической обстановки определять особенности предоставления государственных и муниципальных услуг (вводить предварительную запись, сокращать перечень предоставляемых государственных (муниципальных) услуг; сокращать количество окон, осуществляющих прием заявителей.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и действует до 1 января 2021 г.
документ: Постановление Правительства РФ от 11.06.2020 N 848 "Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году"

20 июня 2020 год
"Регуляторная гильотина": правительство отменяет свыше 450 устаревших актов
Большинство актов, которые будут признаны недействующими, приняты органами госуправления РСФСР и СССР в период с 1946 года по 1991 год. В их числе документы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и общепита, гостиниц.
Постановление правительства содержит несколько перечней устаревших документов и отдельных положений определенных актов, которые утратят силу в 2020 и 2021 годах. Такая ревизия поможет систематизировать законодательство. Эта работа - часть комплекса мероприятий в рамках механизма "регуляторной гильотины".
документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 857 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации"

19 июня 2020 год
Правительство расширило список разрешений, которые продлеваются в 2020 году
Разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, сроки действия которых истекают (истекли) с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлеваются на год. Это следует из нового постановления правительства, которое вступило в силу 16 июня.
Такие же правила продления коснулись, в частности:
- договоров водопользования;
- решений о предоставлении водных объектов в пользование;
- разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух юрлицами и ИП, которые работают на объектах I категории НВОС.
До 1 марта 2021 года продлевается срок действия свидетельств о присвоении категории гостиницам, если он истекает в 2020 году.
Кроме того, до 31 декабря 2021 года пролонгируется срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, который истекает в период с 16 июня до 31 декабря 2020 года. Это допустимо, если объект такой экспертизы реализуют по общему правилу, не отступая от документации с положительным заключением.
документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 849 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440"

18 июня 2020 год
Разъяснены вопросы применения положений ГК РФ о прекращении обязательств
Указано, в частности, что перечень оснований прекращения обязательств не является закрытым, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть не упомянутое в законе или ином правовом акте основание прекращения обязательства и прекратить как договорное, так и внедоговорное обязательство, а также определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Основания прекращения обязательства могут являться как односторонней сделкой (например, заявление о зачете) или соглашением (например, предоставление и принятие отступного), так и не зависеть от воли сторон (в частности, прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления).
Обращено внимание судов на то, что прекращение договорного обязательства по ряду оснований может быть выражено в форме соглашения сторон и представлять собой частный случай расторжения или изменения договора.
Проанализированы следующие способы прекращения обязательств: отступное, прекращение обязательств зачетом, новация, прощение долга, прекращение обязательства невозможностью исполнения и др.
документ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств"

В Госдуму внесен законопроект о регулировании работы на "удаленке"
Согласно законопроекту основаниями для установления режима временной дистанционной (удаленной) работы могут являться соглашение сторон, производственная необходимость, катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия, эпизоотия и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Режим временной дистанционной (удаленной) работы вводится на основании трудового договора, заключаемого между работодателем и работником или дополнительного соглашения к трудовому договору, в случае если основания для установления режима временной дистанционной (удаленной) работы возникли после заключения трудового договора.
Заработная плата при временной дистанционной (удаленной) работе выплачивается в полном размере при сохранении объема работы, обусловленной трудовым договором.
Предусматриваются основания и порядок установления упрощенного порядка введения режима временной дистанционной (удаленной) работы, а также категории работников, которые переводятся в приоритетном порядке на временную удаленную работу в упрощенном порядке.
Устанавливаются, в числе прочего:
порядок взаимодействия работодателя с дистанционным работником и работником, находящимся в режиме временной дистанционной (удаленной) работы, в период времени отдыха работника;
порядок оплаты времени взаимодействия работодателя с дистанционным работником и работником, находящимся в режиме временной дистанционной работы, в период времени отдыха работника;
положения о комбинированной дистанционной (удаленной) работе.
Кроме того, законопроектом, в том числе корректируются закрепленные в Трудовом кодексе РФ особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе.
документ: Проект Федерального закона N 973264-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы"

17 июня 2020 год
ВС РФ разъяснил вопросы применения КАС РФ в апелляционной инстанции
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил практику применения Кодекса административного судопроизводства в апелляционной инстанции. Постановление Пленума ВС РФ от 11 июня 2020 г. № 5 содержит подробные разъяснения по действиям судов первой и апелляционной инстанций при обжаловании решений суда первой инстанции, освещены вопросы о порядке подачи жалобы, правилах подсудности, восстановления процессуального срока обжалования и иные вопросы, возникающие в связи с рассмотрением административного дела в суде апелляционной инстанции.
Так, ВС РФ отметил, что правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают не только участвующие в деле лица, но и лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, а также их представители и правопреемники. При этом правопреемники могут подать жалобу независимо от предварительного разрешения вопроса о замене стороны ее правопреемником (то есть, в суде первой инстанции). Данный вопрос может быть рассмотрен судьей суда апелляционной инстанции.
Не является безусловным основанием к отмене судебного акта нарушение правил территориальной подсудности. Суд апелляционной инстанции, установив такое нарушение, может отменить судебный акт суда первой инстанции на основании ч. 4 ст. 310 КАС РФ ввиду неправильного применения норм процессуального права и передать административное дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, в том числе если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении или если об этом было заявлено в суде первой инстанции либо если участники дела не имели возможности заявить такое ходатайство (например, вследствие неизвещения, непривлечения их к участию в деле). Решение не может быть отменено по мотиву нарушения правил подсудности, если дело рассмотрено судом, которому оно не подсудно, при условии, что другие суды, к компетенции которых может быть отнесено рассмотрение дела, возвратили административное исковое заявление или оставили его без рассмотрения со ссылкой на неподсудность данного дела.
По поводу течения процессуальных сроков ВС РФ пояснил, что начало течения срока на подачу апелляционной, частной жалобы, представления определяется со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, если иное не предусмотрено КАС РФ. Сокращенные сроки на подачу апелляционных, частных жалоб, представления по административным делам, не указанным в ч. 2 ст. 92 КАС РФ, начинают течь с рабочего дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, поскольку в данные сроки не включаются выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 2 ст. 92, разделы IV – V Трудового кодекса).
Также не будет считаться пропущенным срок апелляционного обжалования, если жалоба была сдана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока (ч. 4 ст. 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи жалобы должна определяться по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы.
Разъяснены вопросы восстановления пропущенного процессуального срока для апелляционного обжалования. Лицо, подавшее заявление о восстановлении процессуального срока и не приложившее к нему сам текст жалобы, после установления судьей срока для ее представления должно принять все зависящие от него меры для поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т. п.) до окончания установленного судьей срока. В противном случае заявление о восстановлении срока подлежит возвращению (ч. 3 ст. 95, ст. 301, ч. 2 ст. 302 КАС РФ).
ВС РФ относит к уважительным причинам пропуска указанного срока, в том числе обстоятельства тяжелой болезни, беспомощного состояния заявителя, осуществление ухода за членом семьи и другие независящие от заявителя обстоятельства, в силу которых он был лишен возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ или ее части).
При решении вопроса о восстановлении срока подачи жалобы, представления лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле, суд учитывает своевременность обращения таких лиц с заявлением о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных ст. 298, ст. 314 КАС РФ и исчисляемых со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным актом. Если срок пропущен прокурором, или лицом, указанным в ч. 1–ч. 2 ст. 40 КАС РФ, гражданин, в интересах которого выступали данные лица, вправе самостоятельно обратиться с заявлением о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
Неуказание в жалобе, представлении номера административного дела при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, в материалах дела, а также другие недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление жалобы, представления без движения. При этом срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, а также с учетом иных обстоятельств. Однако если копия определения об оставлении жалобы, представления без движения направлена заявителю в электронном виде, время на отправку и доставку, которое могло бы потребоваться суду при отправке копии иными способами, не учитывается.
Предусматривается возможность ознакомления с апелляционной, частной жалобой и приложенными к ним документами в электронном виде, если они поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде, и копии этих документов не были направлены другим участникам дела. При наличии технической возможности суд может разместить такие документы в режиме ограниченного доступа на официальном сайте суда и сообщить указанным лицам о поступлении жалобы. О получении копий указанных документов в электронном виде участники дела также могут ходатайствовать перед судом.
Вместе с тем ВС РФ подчеркнул, что данная ситуация неприменима, если заявителем апелляционной, частной жалобы, представления является лицо, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, которое обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии соответствующих жалобы, представления и приложенных к ним документов. Невыполнение такого требования лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, повлечет оставление жалобы, представления без движения (ст. 299–300 КАС РФ).
После поступления административного дела с жалобой, представлением судья суда апелляционной инстанции помимо необходимых действий вправе решить вопросы об участии лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, с их согласия и совершить иные процессуальные действия, предусмотренные гл. 13 КАС РФ, если иное не установлено положениями гл. 34 КАС РФ.
Разъяснены вопросы замены судьи. В частности, если будет установлено, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья или коллегия судей выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может быть основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей в составе суда по делу (ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ).
По общему правилу об обязательности непрерывного ведения аудиопротокола судебного заседания (ст. 204 КАС РФ) решение суда первой инстанции подлежит отмене, если суд апелляционной инстанции установит, что аудиопротоколирование начато после начала судебного заседания (за исключением случаев, когда лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание к его началу), или если в течение судебного заседания аудиопротоколирование прерывалось судом при отсутствии оснований для этого. ВС РФ отметил, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, если причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания стали следствием технических сбоев, о которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения. Соответствующие причины могут быть указаны в протоколе судебного заседания или в приложенных документах (например, в справке об отключении электроэнергии, акте об отсутствии аудиозаписи, содержащем сведения о времени начала записи, времени перерыва, причинах возникшего перерыва, подписанном председательствующим, секретарем судебного заседания и техническим специалистом, осуществляющим аудиопротоколирование).
В случаях, когда о технических сбоях стало известно до или в ходе судебного заседания, суд должен принять зависящие от него меры по устранению данных причин (например, объявить перерыв), а также по восполнению в протоколе и в аудиозаписи судебного заседания сведений, имеющих значение для дела. Подчеркивается, что протокол судебного заседания, составленный в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование, ведение которого обязательно, поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.
ВС РФ также разъяснил, что неуплата лицом, участвующим в деле, госпошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. 300 КАС РФ. Вопрос о взыскании госпошлины может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных гл. 10 КАС РФ. Если решение будет изменено в апелляционной инстанции судебные расходы подлежат распределению с учетом правил, установленных ст. 111 КАС РФ. Если же суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении. Эта норма применима, в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела, расходам, возникшим на стадии производства в суде апелляционной инстанции по инициативе суда апелляционной инстанции (например, в связи с назначением экспертизы, затратами на участие адвоката), а также к расходам по уплате госпошлины.
документ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"

16 июня 2020 год
По 15 сентября 2020 г. включительно иностранцы могут получать патенты и разрешения на работу в упрощенном порядке.
По 15 сентября 2020 г. включительно приостановлено течение отдельных сроков, установленных для пребывания (проживания) в России иностранцев, а также для соотечественников, проживающих за рубежом. Изначально принятые меры действовали по 15 июня.
С 16 июня по 15 сентября действует упрощенный порядок получения патентов иностранцами, прибывшими в Россию в визовом порядке, и разрешений на работу для лиц, въехавших в безвизовом режиме.
Более не предусмотрено продление сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранцев; сроков, на которые иностранцы поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства.
Указ вступает в силу с 16 июня 2020 г.
документ: Указ Президента РФ от 15 июня 2020 г. N 392 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

15 июня 2020 год
Из-за пандемии МФЦ, ПФР и ФСС смогут перейти на особый порядок оказания госуслуг.
Многофункциональные центры (МФЦ) смогут самостоятельно определять особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 г.
Речь, в частности, идет об ограничении количества функционирующих окон МФЦ, дистанционной работе с заявителями, о временном сокращении перечня доступных услуг. Решения будут приниматься исходя из эпидемиологической обстановки и с одобрения региональных властей.
ПФР и ФСС также получили право при необходимости переходить на особый порядок работы по наиболее востребованным услугам. Они смогут вводить упрощенные правила идентификации клиентов и получения документов, а также ограничивать личный прием посетителей.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и действует до 1 января 2021 г.
документ: Постановление Правительства РФ от 11 июня 2020 г. N 848 "Об особенностях предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году"

14 июня 2020 год
Безработные могут рассчитывать на дополнительную поддержку от государства.
До 4 500 руб. увеличен минимальный размер пособия по безработице за май-июль 2020 г. ИП, которые вынуждены были прекратить свою деятельность после 1 марта 2020 г. и официально признаны безработными, получат пособие в максимальном размере - 12 130 руб. (на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.).
Расширяется круг семей с детьми до 18 лет, которые вместе с пособием по безработице получат выплату на каждого ребенка в размере 3 000 руб. в месяц в июне-августе.
На 3 месяца продлена возможность получить пособие по безработице для граждан, у которых после 1 марта 2020 г. закончился период его выплаты.
Уточнены временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
документ: Постановление Правительства РФ от 10 июня 2020 г. N 844 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

13 июня 2020 год
ВС РФ: когда сотрудник может вернуть сумму ущерба, которую добровольно выплатил работодателю
Завскладом не поставил помещение на сигнализацию, и продукцию похитили. К краже он был непричастен, но частично возместил ущерб организации. Затем через суд попытался взыскать неосновательное обогащение.
Первая и вторая инстанции встали на сторону работодателя. Сотрудник был матответственным, обязанности выполнял ненадлежащим образом. Возмещать ущерб его не принуждали. Деньги возврату не подлежат.
Верховный суд с таким выводом не согласился. Если работник готов возместить ущерб, то между сторонами должно быть заключено соглашение. Суды не выяснили, было ли оно достигнуто. Дело подлежит пересмотру.
Избежать ошибок при привлечении работника к матответственности поможет наш обзор.
документ: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2020 N 19-КГ20-2

12 июня 2020 год
Работникам и зарегистрированным лицам предлагается предоставить право обратиться в органы ПФ РФ с заявлением о включении в ИЛС сведений о трудовой деятельности, содержащихся в трудовой книжке за периоды до 1 января 2020 года
Проект разработан в связи с принятием федеральных законов от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" и от 16.12.2019 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", направленных на ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде за периоды с 1 января 2020 г., в целях предоставления гражданам права обратиться в органы ПФР для включения в их индивидуальный лицевой счет всех сведений о трудовой деятельности, содержащихся в трудовой книжке за периоды до 1 января 2020 г.
документ: Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде", Федеральный закон от 16.12.2019 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
11 июня 2020 год
Изменения в ГПК: действие новых требований к искам против физлиц снова приостановили
С 30 марта в заявлении о выдаче судебного приказа и исковом заявлении организации и ИП должны указывать любой из следующих идентификаторов граждан-должников (ответчиков): ИНН, СНИЛС, ОГРНИП, серию и номер документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения или свидетельства о регистрации ТС.
С 8 июня и до конца года эта обязанность не распространяется:
на ресурсоснабжающие организации, предоставляющие коммунальные услуги гражданам;
управляющие организации МКД;
ТСЖ;
жилищные, жилищно-строительные и аналогичные им кооперативы;
региональные фонды капремонта ЖКХ;
региональные операторы по обращению с ТКО.
Отметим, что рассматриваемое требование к искам против физлиц приостанавливают уже во второй раз. Первая приостановка длилась с 28 октября 2019 года до 30 марта 2020 года и касалась исков любых организаций.
документ: Федеральный закон Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"

10 июня 2020 год
Президиум Верховного Суда РФ представил первый обзор судебной практики в 2020 году
В Обзоре приведены следующие правовые позиции, в том числе:
при назначении наказания лицу, признанному вердиктом присяжных заседателей заслуживающим снисхождения, отягчающие обстоятельства не учитываются;
в случае, если умысел на хищение имущества потерпевшего возник после убийства, совершенного на почве личных неприязненных отношений, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений;
для признания договора дарения денежных средств заключенным в устной форме необходимо установить наличие реального факта передачи указанных денежных средств, а также наличие воли у дарителя на передачу денежных средств именно в дар;
приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего;
индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющие как единый налог на вмененный доход, так и общую систему налогообложения по различным видам своей предпринимательской деятельности, имеют право на исчисление страховых взносов со своего дохода по той части деятельности, по которой применяется общая система налогообложения.
документ: "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

9 июня 2020 год
Принят закон о мерах, направленных на поддержку населения и обеспечение устойчивости российской экономики
Закон предусматривает, в частности:
увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 6752 рублей;
условия одностороннего расторжения договоров аренды без взимания штрафных санкций;
возможность по решению Правительства РФ изменять сроки перечисления, уменьшать размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности;
право Правительства РФ устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и порядок возврата провозной платы при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
в период действия моратория на признание банкротом право должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки;
предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
возможность предоставления субъекту МСП отсрочки уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев по договорам купли-продажи арендуемого имущества, заключенного с органом госвласти субъекта РФ (органом местного самоуправления);
возможность изменения маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях;
особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, государственной итоговой аттестации, вступительных испытаний;
право арендатора отказаться от договора аренды, без уплаты штрафных санкций, в случае недостижения соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора;
возможность отсрочки по уплате начисленных в 2020 г. административных штрафов до 180 дней;
предоставление Правительству РФ дополнительных правомочий в условиях ЧС (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
документ: Федеральный закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции"

8 июня 2020 год
Взявшие домой стариков, инвалидов и детей из приютов получат по 12 тысяч за апрель, май и июнь.
Граждане, которые в апреле-июне 2020 г. взяли на временное проживание (в т. ч. под временную опеку) инвалидов, престарелых, детей-сирот, детей без попечения родителей из организаций соцобслуживания, организаций для детей-сирот и детей без попечения родителей, получат специальные выплаты из расчета 12 130 руб. в месяц за каждого, взятого на проживание.
То же касается работников государственных и негосударственных организаций, принявших на сопровождаемое проживание инвалидов и престарелых из стационарных организаций соцобслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях соцобслуживания.
Период проживания (опеки) в течение месяца должен составлять не менее 7 дней. Обращаться за выплатами следует в органы ПФР по месту жительства, пребывания или фактического проживания до 1 октября 2020 г. Можно использовать портал госуслуг. Обращения рассматриваются в течение 5 дней. Средства перечисляются в течение 3 дней
документ: Постановление Правительства РФ от 30 мая 2020 г. N 797 "Об утверждении Правил осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Приняты поправки к Закону о миграционном учете.
Скорректирован Закон о миграционном учете.
Иностранцы - собственники жилых помещений в России смогут ставить на учет по месту пребывания в таких помещениях других иностранцев. Сейчас это могут делать только высококвалифицированные специалисты в отношении членов своих семей.
Уведомление о прибытии иностранца в место пребывания можно будет подать через портал госуслуг или МФЦ.
Прибывающие из-за рубежа в рамках программы переселения соотечественников смогут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 дней.
Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования.
документ: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

Интересы граждан и организаций из санкционных списков защитят российские суды.
В АПК РФ внесены изменения, направленные на защиту прав физических и юридических лиц, попавших под иностранные санкции. В Кодексе появились 2 новые статьи, закрепляющие:
- исключительную компетенцию арбитражных судов в РФ по спорам с участием указанных лиц;
- запрет инициировать или продолжать разбирательство за рубежом по таким спорам.
документ: Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза"

7 июня 2020 год
С 1 июня – изменения в законодательстве, направленные на защиту соцвыплат от взысканий
1 июня вступили в силу изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"(далее – Закон № 229-ФЗ), цель которых – исключить возможность обращения взыскания, наложения ареста в рамках исполнительного производства на выплаты социального характера (Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве").
Как поясняли разработчики поправок, хотя подобные выплаты и так формально защищены Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"(в частности, ст. 101) от взыскания, на практике такие ситуации все-таки случаются. Главным образом это происходит из-за того, что приставам и банкам не известны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение.
В связи с этим в Законе № 229-ФЗ теперь закреплена обязанность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих обслуживание счетов должника, при исполнении содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований о взыскании денежных средств или об их аресте соблюдать требования ст. 99 и ст. 101 этого закона.
Согласно ст. 99 Закона № 229-ФЗ предусмотрено ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, а ст. 101 – виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (алименты, средства материнского капитала, различные единовременные и компенсационные выплаты, социальные пособия и т.д.).
Обеспечивать соблюдение указанных требований (т.е. отличать денежные средства, защищенные "иммунитетом", от других средств, поступающих на счет должника) банки будут на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.
Соответственно, c 1 июня 2020 года лица, выплачивающие гражданину-должнику зарплату или иные доходы, в отношении которых ст. 99 Закона № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 этого закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий кода вида дохода. Порядок указания кодов установлен Банком России.
Помимо этого лица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, теперь обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
В свою очередь банк (иная кредитная организация), осуществляющий обслуживание счетов должника-получателя денежных средств, защищенных "иммунитетом", должен произвести расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест. Порядок расчета установлен Минюстом России. Им, в частности предусмотрено, что при наличии нескольких счетов гражданина расчет должен осуществляться отдельно по каждому счету, а в случае, если счет открыт нескольким лицам (совместный счет), расчет должен производиться отдельно по каждому лицу. Определено, какие суммы включаются в расчет, а какие – нет. Установлена очередность учитываемых при расчете сумм.
Также с 1 июня 2020 г. предусмотрена необходимость учитывать перечень доходов, на которые нельзя обратить взыскание, и при изъятии наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, обнаруженных у должника. При этом должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.
Кроме того, предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в ч. 9 ст. 69 Закона № 229-ФЗ, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
И еще одно изменение – к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, теперь относятся также денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате ЧС:
в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести.
документ: Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

6 июня 2020 год
В Трудовом кодексе РФ предлагается закрепить положения о юридически значимых сообщениях
Согласно пояснительной записке к законопроекту юридически значимыми сообщениями являются любые акты взаимодействия между сторонами трудового договора, совершаемые ими в целях передачи определенной юридически значимой информации. Передача одной стороной трудового договора другой стороне сообщения любого содержания (заявление, уведомление, обращение, разрешение, требование и т.д.) влечет соответствующее юридическое последствие, предусмотренное трудовым законодательством. Отсутствие в ТК РФ правил, определяющих порядок доставки юридически значимых сообщений, в том числе в случаях, когда такие сообщения направляются не в виде бумажного документа, создает неопределенность в трудовых правоотношениях.
Законопроектом предлагается дополнить ТК РФ новыми статьями 15.1 - 15.3 ТК РФ, которыми закрепляются общие положения о юридически значимых сообщениях.
В частности, предлагается установить, что обмен сообщениями может быть произведен не только в личном присутствии в одном месте работника и работодателя или при направлении сообщения стороне трудового договора в виде бумажного документа с использованием почтовой связи, но также и с использованием электронных или иных технических средств. При этом требования к указанным средствам будут определяться Правительством РФ, если иное не предусмотрено трудовым договором, локальным нормативным актом, коллективным договором или соглашением.
На работодателя возлагается обязанность обеспечить хранение всех поступивших от работника юридически значимых сообщений и копий направленных работнику юридически значимых сообщений в порядке, предусмотренном локальным актом.
Также предусматривается, что правила о юридически значимых сообщениях, содержащиеся в трудовом договоре (а равно и в локальном нормативном акте, коллективном договоре или соглашении), не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными ТК РФ.
Устанавливается, что юридически значимые сообщения, с которыми трудовое законодательство или трудовой договор связывают возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, влекут такие последствия для получателя соответствующего сообщения с момента его доставки.
Сообщение будет считаться доставленным и в тех случаях, если оно поступило стороне трудового договора, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или сторона трудового договора не ознакомилась с ним.
Для установления стороны трудового договора, отправившей сообщение, может быть использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, отправившее сообщение, в том числе простая электронная подпись или усиленная электронная подпись.
В случае если в трудовом договоре или локальном нормативном акте содержится условие об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств, работник имеет право на отказ от такого условия в любой момент после заключения трудового договора.
Работник вправе заявить отказ от условия об обмене сообщениями с помощью электронных либо иных технических средств в любое время путем направления работодателю сообщения с помощью почтовых отправлений или с помощью отправки информации по сети электросвязи, в том числе по электронной почте, а равно путем личной подачи сообщения об отказе в месте нахождения работодателя.
Реализация работником указанного права не будет влиять на действительность остальных положений трудового договора и не может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Вступление в силу законопроекта предполагается в силу с 1 октября 2020 года.
документ: Проект Федерального закона N 967986-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Предлагается установить новый порядок деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в них
В соответствии с проектом услуги по содержанию жилого помещения в многоквартирном доме включают в себя:
услуги по управлению многоквартирным домом;
услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
работы, выполняемые по аварийному и текущему ремонту;
Предусмотрены в том числе:
состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
порядок организации работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, осуществляемые на основании проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме;
услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
минимальный перечень услуг, работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;
порядок установления размера и предельных индексов изменения платы за жилищные услуги для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за жилищные услуги;
правила изменения размера платы за жилищные услуги в случаях их оказания ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Предлагается признать утратившими силу ряд актов, в том числе:
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
документ: Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах"

5 июня 2020 год
Для кредитных и микрофинансовых организаций могут установить обязанность вести аудиозапись разговоров с должниками
Минюст России разработал проект изменений в законодательство о защите прав физлиц при осуществлении деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности. Соответствующие поправки планируется внести, в частности, в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее – Закон № 230-ФЗ).
Законопроектом предлагается установить государственный контроль ФССП России за деятельностью МФО и кредитных организаций, которые занимаются возвратом просроченной задолженности с физлиц в качестве дополнительного вида деятельности. При этом действие такой нормы не будет распространяться на ломбарды. На сегодня такой контроль установлен ФССП России только в отношении коллекторских организаций. Госконтроль будет заключаться, в том числе в ведении государственного реестра профессиональных коллекторских организаций и перечня организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физлиц в качестве дополнительного вида деятельности, который будет формироваться автоматически по сведениям Банка России. Коллекторские организации планируется переименовать в "профессиональные коллекторские организации".
Кроме того, для кредитных организаций и МФО, которые вправе осуществлять возврат просроченной задолженности в качестве дополнительного вида деятельности, может быть введена обязанность осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками способами, указанными в п. 1–п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ, а также хранить указанную информацию в течение двух лет. Сегодня подобные обязанности предусмотрены для коллекторских организаций (ст. 17 Закона № 230-ФЗ)
Согласно законопроекту для получения права такого взаимодействия с должниками вышеуказанные организации обязаны обратиться в ФССП России, в том числе через портал госуслуг с заявлением, к которому приложить документы, подтверждающие наличие необходимых оборудования и программного обеспечения. В качестве способа взаимодействия между должником и кредитором предлагается установить переписку по электронной почте, если ее адрес указан при заключении договора. Для коллекторских организаций указание адреса электронной почты на сайте станет обязательным.
Прописано также новое полномочие ФССП России по установлению ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками. Ограничения могут устанавливаться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 дней.
Поправками предусматривается возможность использования "робота-коллектора" – программного обеспечения для отправки кредитором должнику или третьему лицу голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает заранее определенные сценарии разговоров. Утверждается, что применение "роботов-коллекторов" призвано минимизировать возможные нарушения со стороны кредиторов, поскольку контроль его использования осуществляется с помощь программного обеспечения.
Планируется закрепить правило, по которому кредитор не сможет требовать возврата просроченной задолженности, возникшей по договору о потребительском кредите, если по требованию должника (заемщика) предоставлен льготный период, в течение всего срока действия такого льготного периода.
В случае если предусматривается общение кредиторов с третьими лицами, а не с самим должником, предусмотрено правило, согласно которому взаимодействие с третьими лицами, направленное на возврат просроченной задолженности, может осуществляться только с предварительного согласия таких лиц, полученного в письменной форме, в том числе согласия на обработку персональных данных. Такие согласия могут быть отозваны должником и соответствующим третьим лицом.
Помимо этого, в Закон № 230-ФЗ предусматривается введение положений об установлении условий осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц кредитными организациями и МФО, об особенностях осуществления госконтроля за их деятельностью и деятельностью коллекторских организаций, об уточнении оснований мер реагирования органами ФССП России на их деятельность, о полномочиях Минюста России по утверждению требований к деятельности таких организаций. Корреспондирующие поправки предполагается внести и в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ "О кредитных историях".
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что предлагаемые меры потребуют увеличения штатной численности госслужащих ФССП России. Ожидается, что они позволят защитить права граждан от недобросовестных участников рынка возврата просроченной задолженности.
Вступление в силу закона в случае его принятия будет осуществлено с 1 января 2021 года, за исключением положения о переименовании коллекторских организаций в "профессиональные коллекторские организации" – им необходимо будет успеть это сделать до 1 марта 2021 года. Кроме того, законопроект предполагает лишение права взаимодействия с должниками способами, предусмотренными п. 1–п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 230-ФЗ, тех кредитных организаций и МФО, которые не обратятся до 30 июня 2021 года в органы ФССП России с заявлением для подтверждения права такого взаимодействия.
документ: Проект Федерального закона № 922037-7 О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

4 июня 2020 год
В Госдуму внесен законопроект о порядке работы на "удаленке"
Законопроектом предусматривается включение в трудовой договор (приложение к нему либо отдельное соглашение сторон, заключаемое в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора) нормы о возможности временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме.
В таком договоре (приложении к нему либо отдельном соглашении сторон) должны быть определены:
срок, в течение которого работник временно выполняет работу в дистанционной форме, или график, согласно которому работник частично выполняет работу в дистанционной форме;
условия выполнения работы в дистанционной форме, в том числе режим рабочего времени, способы и средства связи работника и работодателя, порядок обеспечения работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами и предметами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, или предоставления соответствующей компенсации;
порядок представления работником результатов выполненной работы и их приема работодателем.
документ: Проект Федерального закона N 966659-7 "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации"

В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании системы оплаты нотариальных действий
Законопроектом предлагается установить более прозрачный порядок формирования оплаты нотариальных действий.
Вместо существующей платы за оказание услуг правового и технического характера предлагается установление "регионального" тарифа. В свою очередь, предлагаемый "федеральный" тариф призван заместить существующий нотариальный тариф, взимаемый в порядке части 2 и 3 статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Предусматривается, что за совершение нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает Единый нотариальный тариф, включающий федеральный и региональный тарифы. Предусматриваются требования к их размерам. В формуле расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа подлежит учету, в частности, величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ.
Также в обязанности нотариуса предлагается включить совершение таких действий, как правовой анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий документов, скан-образцов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, и др.
документ: Проект Федерального закона N 967075-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
3 июня 2020 год
Суд может утвердить кандидатуру временного управляющего, предложенную вторым заявителем по делу о банкротстве
Кредитор обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом, суд принял его заявление и запросил у саморегулируемой организации арбитражных управляющих (СРО) предложенную Кредитором кандидатуру арбитражного управляющего.
Со вторым заявлением о банкротстве должника обратился Банк, его заявление суд принял как заявление о вступлении в дело о банкротстве. Банк перечислил в депозит нотариуса сумму долга должника перед Кредитором, на основании этого по первому заявлению о банкротстве в порядке правопреемства Кредитор был заменен на Банк. По ходатайству Банка производство по первому заявлению было прекращено.
При рассмотрении второго заявления Банка суд запросил у СРО сведения о предложенной Банком кандидатуре арбитражного управляющего. Суд апелляционной инстанции отменил определение в части обязания СРО представить кандидатуру арбитражного управляющего, предложенную Банком, при этом суд учел положения Закона о банкротстве и разъяснения ВС РФ, что при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом суд утверждает управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившим в суд первым.
Но Судебная коллегия ВС РФ по экономическим спорам не согласилась с этим выводом, указав, что, действительно, как правило, погашение вторым заявителем по делу требования первого, а равно осуществление процессуального правопреемства и заявление отказа от требования – не могут сами по себе предоставлять второму заявителю право на предложение своей кандидатуры управляющего (Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2020 г. № 305-ЭС19-26656). Вместе с тем, в практике ВАС РФ, ВС РФ сформировались позиции, что суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости имеются существенные и обоснованные сомнения, а также, что при подаче заявления как должником, так и его аффилированным лицом кандидатура временного управляющего определяется посредством случайного выбора, а голоса контролирующих должника лиц не учитываются на собрании кредиторов при определении кандидатуры арбитражного управляющего.
Из приведенных суждений следует, что обычно назначается управляющий, предложенный первым заявителем. Однако, если у суда имеются разумные подозрения в его независимости, то суд всегда имеет право затребовать кандидатуру другого управляющего (в том числе посредством случайного выбора).
В рассматриваемом случае имелись подозрения в независимости предложенного первым заявителем управляющего: Банк указывал, что Кредитор после получения удовлетворения своего требования возражал против процессуального правопреемства и настаивал на банкротстве должника, подача Кредитором заявления совпала с вхождением должника в процедуру ликвидации. Должник обращался с жалобами на определения о процессуальной замене и прекращении производства по первому заявлению, а также принятое по рассматриваемому спору. Подобное поведение является необычным и должно было вызвать разумные подозрения со стороны суда. Лежащее на поверхности логичное объяснение таким действиям может заключаться в наличии неформальных договоренностей между должником и Кредитором в целях назначения связанного с ними арбитражного управляющего. Бремя опровержения таких подозрений лежало на Кредиторе и должнике, однако ими иные мотивы своего поведения не приведены.
документ: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 N 305-ЭС19-26656 по делу N А41-23442/2019

2 июня 2020 год
Появился доработанный проект нового КоАП РФ
В начале этого года Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В апреле ведомство решило доработать проект.
В новом варианте документа сохранились поправки, которые облегчат положение бизнеса. Так, нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же правонарушение компанию и ее должностное лицо, если в статье предусмотрены санкции одного вида и никто из них не освобожден от наказания.
От некоторых изменений, которые могли существенно упростить жизнь бизнеса, решено было отказаться. В частности, из проекта убрали норму, по которой наказывать за правонарушения, влекущие низкий, умеренный, средний или значительный риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, могли только по результатам контрольно-надзорного мероприятия.
документ: Проект Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации

1 июня 2020 год
Уточнены правила формирования и использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
В акты Правительства РФ по вопросам функционирования системы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внесены изменения, предусматривающие в числе прочего уточнение правил обеспечения жильем членов семей погибших военнослужащих.
Установлено, что, в случае если участник исключен из реестра в связи с гибелью или смертью, признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим, уполномоченный федеральный орган направляет кредитной организации, в которой учтена задолженность по ипотечному кредиту (займу), обращение о предоставлении информации об остатке задолженности с учетом начисленной суммы процентов и банковских реквизитов для перечисления денежных средств в целях досрочного исполнения обязательств по погашению ипотечного кредита (займа) участника.
Уполномоченный федеральный орган после получения информации от кредитной организации единовременно начисляет и учитывает на именном накопительном счете такого участника денежные средства в размере задолженности участника по ипотечному кредиту (займу) с учетом начисленных процентов.
документ: Постановление Правительства РФ от 27.05.2020 N 758 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих"

В Трудовом кодексе РФ предлагается закрепить порядок взаимоотношений работодателя и работника в случае временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме
Проектом предусматривается включение в трудовой договор (приложение к нему либо отдельное соглашение сторон, заключаемое в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора) нормы о возможности временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме.
В таком договоре (приложении к нему либо отдельном соглашении сторон) должны быть определены:
срок, в течение которого работник временно выполняет работу в дистанционной форме, или график, согласно которому работник частично выполняет работу в дистанционной форме;
условия выполнения работы в дистанционной форме, в том числе режим рабочего времени, способы и средства связи работника и работодателя, порядок обеспечения работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами и предметами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, или предоставления соответствующей компенсации;
порядок представления работником результатов выполненной работы и их приема работодателем.
документ: Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации" (Постановление Московской городской Думы от 27.05.2020 N 30)
наверх
00:00:00
 
 
архив новостей
 январь 2020 г.
 февраль 2020 г.
 март 2020 г.
 апрель 2020 г.
 май 2020 г.
 июнь 2020 г.
 июль 2020 г.
 
 
 
 
 
правила пользования  e-mail: mail@yuristconsultant.ru  карта сайта
 
 
© 2005 ООО Юридическое Бюро "Консультант"